Как научить приемных детей распоряжаться деньгами
- категория: Новости
- теги:
Ребенок, выросший в детском доме, может ничего не знать о ценности денег, о том, что их количество ограничено, что они зарабатываются трудом и кому-то принадлежат. Поэтому приемные дети могут брать и тратить чужие деньги без спроса, не осознавая своего проступка.
Многие из них выучивают быстро и на отлично свои права и родительские обязанности… Но весьма избирательно: они запоминают то, что родители им «должны». Подросшие дети хорошо знают: приемные родители получают на их содержание деньги, и ожидают, что эти деньги будут тратиться на то, что они захотят и потребуют.
Не зная цен и не умея планировать расходы, дети могут просить еще и еще, как будто денег всегда будет в достаточном количестве.
Для того чтобы научить ребенка правильному отношению к деньгам, нужно усвоить несколько правил.
В период адаптации – особые условия
Не стоит, особенно в самом начале адаптационного периода , водить ребенка по магазинам с большим ассортиментом товаров и покупать всё, что ему захочется. Как бы ни хотелось устроить грандиозный праздник сироте, лучше воздержаться от излишеств. Прежде всего для того, чтобы у него не разбежались глаза. Огромное разнообразие игрушек или вкусностей может вызвать у ребенка, не привыкшего к такому изобилию, сильный стресс.
Кроме неприятных реакций, такой «праздник» может обернуться для родителей отложенными трудностями в скором будущем. Ведь праздник когда-то заканчивается, и начинаются будни, к которым приемный ребенок окажется не готов. Восприняв праздник как новый стиль жизни, он будет сопротивляться любым проявлениям «будничного существования».
Границы
Приемные дети быстро усваивают науку требовать: «Ты мне должен/обязан купить!». Причем в своих требованиях они не способны учитывать объемы семейного бюджета и соотносить их со своими желаниями. Безразмерные необоснованные требования следует гасить на корню соответственно тону высказываемого родителям «Ты мне должен/обязан».
Если ребенок заявляет родителю нечто вроде «Это мои деньги», допустимо сделать ему экскурс в детскую психологию. Ребенок – ни кровный, ни приемный – просто неспособен быть сам себе хозяином. Если бы дети могли сами распоряжаться деньгами, надобности в родителях и опекунах не было бы: детские дома выдавали воспитанникам им положенное и отпускали бы восвояси раньше достижения совершеннолетия. К сожалению, практика показывает, что даже выпускники детдомов часто крайне неразумно и стремительно тратят выдаваемые им по выходу из учреждения суммы и остаются на голодном пайке.
Еще один важный принцип соблюдения границ– никакой «торговли»! За оценки, действия по соблюдению собственного режима и гигиены и выполнение обязанностей по дому – за всё это нельзя платить ребенку, тем более имеющему сиротский опыт. Дети быстро подхватывают «рыночные отношения»в семье как возможность манипулировать взрослыми, получая от них то, что хочется. Если родитель начнет оплачивать ребенку его хорошие школьные оценки, очень скоро интерес к учебе заменится интересом к «заработку», а самой «зарплаты» может быть достаточно и с половиной двоек в четверти, если ее хватает на шоколад и жевательную резинку.
Родителям придется следить за собой гораздо тщательнее, чем до приема ребенка на воспитание. Например, ввести в привычку не оставлять где попало деньги и ценности, чтобы не вводить в искушение ребенка, не провоцировать его на воровство. Ведь куда легче и приятнее начать учить хорошему, пока все имеют положительный заряд друг к другу, чем исправлять «трудности» поведения, запутавшись в конфликтах и неприятных чувствах.
Постепенность
Принцип постепенности важно соблюдать в освоении любой науки. Учиться ценить и тратить деньги тоже нужно постепенно.
Сначала, посещая вместе с ребенком магазины, нужно объяснять ему ценность и полезность тех или иных товаров, обращать внимание на состав, качество, срок хранения. На следующем этапе полезно привлекать ребенка к обсуждению приобретения тех вещей, необходимость которых сомнительна. Такое включение поможет создать у него собственные представления о целесообразности покупок, о соотношении цены и качества.
Параллельно с обсуждением полезно выдавать ребенку некоторые суммы на расходы, определив часть, которую он может потратить на то, что хочет, и другую часть – на нужды семьи (хлеб, батарейка, лампочка, клей). Чем старше ребенок и выше его способность разумно тратить полученные деньги, тем больше могут быть выдаваемые суммы. Но плохо продуманные расходы не должны «караться» снижением дотаций – их обязательно нужно обсуждать: зачем была куплена та или иная вещь; действительно ли покупка была столь необходима; почему потом не хватило на что-то нужное; как теперь перераспределить средства. Таким образом, ребенок сможет сформировать собственные внутренние ограничители.
Научить ценить материальные ценности и труд
Дети в детском доме не имеют своих вещей, поэтому не могут научиться их ценить. Вещь, сданная в стирку, не всегда возвращается обратно тому ребенку, который ее носил. Да и сама стирка, как и все остальные бытовые работы, остается для них вне поля зрения.
Приемные дети могут специально портить и «терять» свои вещи, чтобы получить новые. Ребенок будто уверен, что всё «берется из магазина», а родители обязаны купить то, что он попросит. В этом случае (там, где это возможно) следует дать ему возможность самому исправить (починить, почистить и т. д.), доносить испорченную вещь или обойтись без потерянной.
Воспитанники детских домов не представляют себе всей цепочки производства многих продуктов и товаров, поэтому ценность большинства из них от ребенка ускользает. Приходится объяснять такие, казалось бы, очевидные вещи, как производство хлеба или появление света в лампочке.
Необходимо объяснять и ценность труда, которая от воспитанников детских домов вовсе ускользает. Научившись ценить человеческий труд, ребенок посмотрит на деньги иначе: как на эквивалент труда.
Открытость
Финансовые дела семьи не должны быть для ребенка тайной за семью печатями. Приемный ребенок – такой же член семьи, как и остальные. Если его отстраняют от обсуждения основных моментов в жизни семьи, он не будет чувствовать себя полностью принятым, не будет стремиться что-то делать для дома и семьи. Зачем вникать в бытовые вопросы, если родители всё решают сами?
Оценка успеха
Распоряжаться бюджетом – такой же навык, как играть на музыкальном инструменте. Даже, пожалуй, сложнее. Любой навык требует времени на освоение и закрепление. В этом трудном процессе очень помогает положительная оценка, особенно от близких. Когда родители замечают хотя бы маленький успех ребенка, это становится для него мощным стимулом для дальнейшего развития.
Деньги и чувства – по разным карманам
И последнее. Деньги «любят» спокойное обращение, рассудительность и рациональность. Если у приемной семьи возникают трудности во взаимопонимании из-за нерачительных поступков ребенка и назревает конфликт, лучше собрать всю волю в кулак и подождать. Денежные вопросы на эмоциях не решаются. Пусть ребенок, не посоветовавшись, купил слишком дорогую игрушку – это его решение и его средства. Дело родителей – лишь помочь ребенку осмыслить ошибку и самому справиться с ее последствиями.
Материалы взяты: https://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/kak_nauchit_priemnykh_detey_rasporyazhatsya_dengami/