Удовлетворение в этой работе – еще один ребенок, выдернутый из ада
- категория: Блог приемного родителя
- теги:
Зачем и чему надо учить взрослых людей, с какими неожиданными проблемами сталкиваются люди, взявшие детей из детдома – обо всем этом рассказывает мама 7 приемных детей, ведущая Школы приемных родителей и семейного клуба приемных родителей в Нижнем НовгородеЕлена Раина.Источник -http://www.miloserdie.ru/
Я всегда знала, что у меня будет много детей
Я родилась в многодетной семье, и с детства знала, что
у меня тоже будет много детей. Нас, внуков у одной бабушки – 10 человек, а у
другой – 14. Так что многодетность – это наша семейная традиция.
Вся моя профессиональная жизнь тоже так или иначе связана с детьми. Я закончила
медицинское училище, работала на Севере акушеркой в роддоме и фельдшером скорой
помощи. Затем поступила Нижегородский медицинский институт на педиатрический
факультет. А на практику я попала в детский дом, и теперь я знаю, что это было
«попаданием в десятку». Я до сих пор дружу с ребятами, которых там встретила,
теперь все они уже взрослые люди.
Моя личная жизнь складывалась нелегко. Сын трагически погиб, когда ему было 16
лет, и мне было очень непросто пережить его уход. Тогда я встретила своего
второго мужа, и два года он помогал мне оправиться после потери. А потом вдруг
мы поняли, что пережили самое трудное и готовы двигаться дальше. Мы оба
чувствовали, что в нашей семье есть огромный нереализованный запас тепла и
любви, которые может помочь лишившимся родителей детям.
Первые ласточки
В 2006 году у нас появилась пятимесячная
девочка-отказница, а через 3 месяца – мальчик, ее сосед по кроватке, инвалид, у
которого не было шансов найти семью. Два наших первенца, Полинка и Артем,
растут как двойняшки. У Полинки было много проблем со здоровьем: травма при
родах, неврология. Девочка подолгу кричала, не могла заснуть ночью. К тому же
оказалось, что у нее есть непереносимость белка коровьего молока, и мы долго
лечили и восстанавливали кишечник, подбирали смеси. Но к году она догнала
ровесников.
А вот с Темочкой была более страшная история. Теперь я понимаю, что это было
связано с госпитальной депрессией, причем очень тяжелой. Мы взяли его в самый
разгар этого кризиса, до встречи с нами он дожил чудом. Но и, оказавшись дома,
мальчик продолжал «угасать». Помню, как мы в страхе вскакивали по ночам
послушать, дышит ли, практически не спускали его с рук.
А потом вдруг произошло чудо – за неполный месяц Тема прибавил в весе сразу 2
килограмма и стал улыбаться. Конечно, сложности еще были: полтора года
гипсовали ноги, лечились в ДЦП-санатории. Несмотря на все прогнозы, в два года
мальчик пошел. Тема и сегодня остается непростым ребенком: у него дизартрия и легкая
степень умственной отсталости. Но при всем при этом Темочка – замечательный
человек, всеобщий наш любимец. Никакие его проблемы не делают его хуже, а нашу
любовь меньше.
Сейчас Поленька учится в третьем классе на четверки и пятерки, занимается
художественной гимнастикой, Темочка зачислен в первый класс школы 8-го вида,
учится дома.
Тяжелая история с хорошим концом
Прошло около двух лет, и у нас появилась шестилетняя
Юля. До этого она три года курсировала между семьей и приютом. Я узнала о ней
случайно во время очередного визита в опеку. Ее тогда оформляли в детский дом,
ее никто не хотел брать из-за диагноза «умственная отсталость». Одна семья
попыталась, но, к сожалению, все кончилось возвратом. Когда же я пообщалась с
самой девочкой, мне она очень понравилась, и мы решились.
Когда Юля оказалась дома, она, действительно, начала вести себя специфически.
Однако, присмотревшись к девочке, я заподозрила, что у нее плохое зрение. И мы
побежали на обследование. Выяснилось, что так и есть, Юля с рождения слабовидящая,
и этим никто не занимался! Нам выписали очки, мы прошли несколько серьезных
курсов лечения, и Юля нагнала сверстников. Конечно, мы очень много занимались,
но в первый класс наша дочь пошла в обычную массовую школу. И это была очень
серьезная победа.
К сожалению, далеко не все проблемы решились очками. Если бы кто-то
представлял, что нам пришлось пережить в первые два года Юлиной жизни дома!
Тогда, конечно, нам остро не хватало элементарных знаний. Мы не понимали, что
Юля страдает приступами ярко выраженной аутоагрессии и амбивалентным
поведением, и не знали, что с этим делать.
К концу первого года жизни с Юлей мне казалось, что все безнадежно. Хорошо, что
у моего мужа хватало мужества, мудрости и терпения ждать, когда ситуация начнет
выправляться, и поддерживать меня.
Клин клином
Как ни странно, но все стало лучше, когда в нашей
семье появились еще две дочери: семилетняя Катя и десятилетняя Ксения. Их тоже
никто не хотел брать в семью, так как сразу двоих детей вообще берут редко.
Судьба этих детей тоже складывалась очень тяжело. Когда родилась младшая, их
мама привезла девочек к своим престарелым родителям и исчезла. Дедушка с
бабушкой воспитывали девочек, но затем у бабушки случился инсульт, и девочки
попали в приют. Катя от шока перестала расти и развиваться. Но поскольку у них
все-таки была семья, у девочек был опыт формирования привязанности, и они
быстро привыкли к нам.
Так вот, Юля начала им подражать, и лед тронулся!
Сейчас она хорошо учится в седьмом классе. Более того, Юля оказалась талантливой,
она занимается в художественной и в музыкальной школе, и всюду ее очень хвалят,
она делает серьезные успехи.
Многие знания – многие радости
В этот момент я, наконец, узнала, что у нас в Нижнем
Новгороде есть областной ресурсный центр, где работают нужные нам специалисты.
Мы сразу же буквально побежали туда и стали получать квалифицированную помощь,
началось наше начальное образование. Облегчение мы почувствовали почти
«день-в-день», это было, правда, как чудо.
Мы много работали с семейным психологом, по ее рекомендации обратились в
детский центр охраны психического здоровья, где врачи назначили нашим детям
медикаментозную коррекцию и психотерапию. И мы поняли, что наши ресурсы еще
отнюдь не исчерпаны.
Вскоре, с промежутком в год, мы взяли еще двух мальчиков, обоим было по три
года. Илюша был с амбивалентным поведением, а Кирилл в свои 3,5 года ростом был
всего 78 см и тоже плохо видел (что, кстати, мы также выяснили самостоятельно,
в мед.заключении об этом ничего не говорилось). Но несмотря на объективно
тяжелые диагнозы, адаптация мальчиков проходила гораздо спокойнее, потому что
мы были уже вооружены знаниями, мы понимали, что происходит с детьми и с
нами.
Сейчас Илья учится во втором классе, у него явные способности к математике и
музыке, он играет на фортепиано. Кирилл пойдет в первый класс в следующем году.
Путь в профессионалы
В 2012 году я попала на форум приемных родителей в
Москве, и там впервые увидела Людмилу Петрановскую. Меня очень заинтересовало
ее выступление. Поэтому, когда психолог нашего ресурсного центра предложила мне
поехать на учебу в Институт развития семейного устройства Людмилы Петрановской,
я очень обрадовалась.
Уже за первый курс обучения в ИРСУ я получила четкую систему знаний, понимание
причин и следствий, а также практические навыки. Помогло и медицинское
образование, и с этой учебы я вернулась уже готовая к профессиональной
деятельности.
К этому времени в нашей стране ввели законодательную норму о том, что каждый
кандидат в приемные родители должен пройти Школу приемных родителей. Я
подумала, что все складывается отлично и что мои знания будут востребованы, но
первоначально отношения с официальными инстанциями у меня не сложились. Тогда я
просто предложила вести занятия для всех желающих – и тут случился буквально
«цунами»: желающих было так много, что мы не могли сразу выучить всех.
Я постоянно слышала: «Вот если бы я раньше знала! Теперь я понимаю, почему он
себя так ведет» и т.д. Приемные родители стали понимать своих детей, а значит,
отношения в семьях стали улучшаться. И это было действительно потрясающе!
Кто останавливается, тот отступает
Со временем я поняла, что тех знаний, которые я получила на первом обучении,
уже не хватает, и надо двигаться дальше. Я прошла еще одно обучение в ИРСУ, и
мне удалось создать Службу сопровождения в нашем районе. Теперь все приемные
семьи знают, что по любому вопросу, в любое время, могут обратиться сюда, и им
рады будут помочь.
Я продолжаю активно учиться и внедрять новые программы. Сейчас к полученным
знаниям я добавляю свои наработки, и это очень увлекательно и результативно.
Измени маленький кусочек – и следом изменится мир вокруг
За последнее время у нас изменилось многое, в том
числе, и ситуация с «официальной» Школой приемных родителей. Здесь сменился
психолог, и мы начали сотрудничать. Недавно мы вместе открыли новый учебный
год: разработали, дополнили программу, я предложила материалы, полученные в
ИРСУ, примеры из практики и анализ ошибок, которые случались.
За последние два года у нас в районе не было ни одного возврата, хотя раньше
они случались частенько. Что все это значит?
Это значит, что всем принимающим родителям нужны специфические знания и давать
их должны профессионально подготовленные люди, это бесспорно.
Родителям нужна поддержка, помощь, понимание – если все это есть, то появляется
и силы, и желание двигаться дальше.
Что мне дает удовлетворение в этой работе? Самое замечательное – сияющие и
счастливые глаза родителей. И, конечно, еще и еще один ребенок, выдернутый из
ада.
Многие подумывают о том, чтобы взять детей-сирот, но боятся, мешают стереотипы,
мифы. Когда такие люди видят хороших, обычных детей и счастливых, спокойных
родителей, их восприятие начинает меняться. А значит, у них появляется шанс
изменить мир своей семьи и сделать счастливым еще хотя бы одного брошенного
ребенка.
Материалы взяты: http://www.detivokrug.org/priemnym-roditelyam/188-roditelskij-klub/528-udovletvorenie-v-etoj-rabote-eshche-odin-rebenok-vydernutyj-iz-ada